Действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Общий порядок обжалования решения весьма прост. Необходимо подготовить жалобу, в которой указываются следующие сведения:
1. Указываются полное наименование и территориальное расположение прокуратуры, куда подается заявление.
2. Указываются Ф.И.О. заявителя, его контакты (номер телефона, адрес электронной почты) и адрес проживания.
3. Далее указываются реквизиты обжалуемого документа.
4. После этого необходимо перейти к основному тексту жалобы, где кратко изложить суть обращения: какие права были нарушены указанным актом и обоснование, почему решение неверно или незаконно; если возможно, то приложить копии документов, доказывающие нарушение прав, в том числе копию обжалуемого акта.
Необходимо отметить, что к заявлению можно приложить любые документы, их копии и иные доказательства (диски, флешнакопители), которые подтверждают доводы, указанные в заявлении.
5. Дата составления жалобы и подпись заявителя.
Далее жалоба направляется адресату посредством почтового отправления (либо через любую службу доставки), посредством электронного письма на адрес, указанный на официальном сайте органа прокуратуры, либо представляется в ходе самостоятельного посещения прокуратуры.
Вышестоящий прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ч. 1 ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении и уведомляет заявителя о результатах рассмотрения по почтовому адресу или в электронной форме. В случае удовлетворения жалобы решение нижестоящего прокурора отменяется. В случае оставления жалобы без удовлетворения решение нижестоящего прокурора остается в силе, и вы можете обжаловать оба принятых решения вышестоящему прокурору.