Особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих

Особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих

Одной из антикоррупционных мер, установленных российским законодательством и активно реализуемых на практике, является механизм уведомления при привлечении работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещавшего коррупционно-опасную должность. Перечни таких должностей устанавливаются нормативными правовыми актами каждого государственного органа или органа местного самоуправления самостоятельно и размещаются для ознакомления на официальных сайтах таких органов либо публикуются в официальном печатном издании. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими предусмотрены ст.64.1 Трудового кодекса РФ. Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Бывшие служащие в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязанность уведомлять о приеме на работу указанных лиц, включенных в перечни, предусмотрена статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и должна быть исполнена работодателем в 10-дневный срок после заключения трудового договора. Правила сообщения работодателем о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, установлены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. В частности, направляемое уведомление должно быть в письменной форме, и наряду с анкетными данными гражданина содержать иные сведения, касающиеся исполнения обязанностей по новой должности. При этом, направляя такое уведомление, работодатель должен убедиться в том, что оно получено государственным органом или органом местного самоуправления. Обязанность уведомлять о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих возникает не только у работодателя, который принимает на работу гражданина сразу после увольнения со службы, но и у всех последующих работодателей в течение двух лет с момента увольнения со службы.В случае ненаправления уведомления или нарушения срока его направления работодатель подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, недобросовестные организации и их должностные лица не смогут избежать ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.