Что такое утилизационный сбор?
Как следует из положений части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», утилизационный сбор – это обязательный взнос, взимаемый за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, который уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрены случаи, когда утилизационный сбор не уплачивается.
В соответствии с частью 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, если они:
-
ввозятся в Российскую Федерацию в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
-
ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
-
с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
-
с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Когда необходимо самостоятельно уплатить утилизационный сбор в отношении транспортного средства?
В силу части 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые:
-
ввозят транспортные средства из-за границы в Российскую Федерацию;
-
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
-
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей), или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
-
являются владельцами транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Как узнать, выплачен ли утилизационный сбор в отношении приобретаемого транспортного средства?
Информация об уплате утилизационного сбора указывается в паспорте транспортного средства (ПТС). Если сбор в отношении транспортного средства не уплачивается, это также отражается в ПТС.
В случае, если ПТС колесного транспортного средства выдан до 01.09.2012, отметка об уплате сбора в ПТС не проставляется, поскольку требования об уплате утилизационного сбора не применяются в отношении транспортных средств, на которые ПТС выданы до 01.09.2012 в силу статьи 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Может ли автовладелец утилизировать транспортное средство бесплатно?
Частью 9 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, либо представителям данных организаций не допускается.
Таким образом, если в отношении транспортного средства уплачен утилизационный сбор, об этом имеется соответствующая отметка в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г., автовладелец вправе рассчитывать на безвозмездное оказание услуги по утилизации автомобиля.
Разрешено ли сбрасывать (сливать) в водоемы, на почву, в канализационные сети, а также вывозить на полигоны бытовых отходов отработанные моторные масла?
Нельзя. В силу пункта 3.8.3. «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59 и ратифицированного Федеральным законом от 27.06.2011 № 152-ФЗ,при обращении отработанной продукции запрещается:
-
сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования;
-
вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением;
-
смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды;
-
смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения;
-
применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
Указанные требования применяются не только при обращении с отработанными моторными маслами и распространяются на отработанные трансмиссионные, гидравлические, индустриальные, компрессорные, турбинные, антикоррозионные, электроизоляционные и базовые масла, а также на охлаждающие и тормозные жидкости.
Как утилизировать отработанные моторные масла, охлаждающие и тормозные жидкости?
В соответствии с пунктом 3.3 «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59 и ратифицированного Федеральным законом от 27.06.2011 № 152-ФЗ, отработанная продукция предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов.
Осуществлять сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования или вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением отработанной продукции запрещено.
Согласно пункту 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).
Обращаю внимание, что за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в виде административного штрафа до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Вправе ли собственник или арендатор земельного участка использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка?
Указанные лица имеют такое право при соблюдении некоторых условий.
Так, статьей 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» допускается использование общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, если они не числятся на государственном балансе; подземных вод, объем извлечения которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров.
При этом, использовать общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды разрешено при наличии заключения, а также разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, исключительно для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд; отчуждать указанные объекты запрещено.
В каком порядке собственник или арендатор земельного участка может получить информацию о возможности использования общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных вод, имеющихся в границах участка?
Пунктом 6.2 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения Брянской области, использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 27.03.2017 № 124-п, установлено, чтопрежде чем начинать работы по использованию подземных вод, а также общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, а также арендатор земельного участка должен обратиться в департамент природных ресурсов и экологии Брянской области с целью получения письменного заключения об отсутствии в границах участка запасов общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе, или о том, что намечаемый к эксплуатации водоносный горизонт не является источником централизованного водоснабжения, а также получить в установленном порядке разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Указанное заключение выдается на бесплатной основе в течение 30 календарных дней с момента поступления всех необходимых документов.
Как получить разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова
Пунктом 7.1 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения Брянской области, использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 27.03.2017 № 124-п, установлено, чтодля получения разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, собственник (пользователь) земельного участка обязан в письменной форме обратиться в уполномоченный орган с заявлением, а также чертежом (планом) землепользования и схемой (проектом) рекультивации нарушенных земель, согласованной с управлением Росприроднадзора по Брянской области и управлением Росреестра по Брянской области.
В течение 30 дней с даты приема документов уполномоченный органнаправляет заявителю разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, либо мотивированный отказ – в этом случае заявитель вправе подать повторное заявление только после устранения причин, послуживших основанием для отказа.
В силу пункта 7.7 Порядка заявитель вправе приступить к осуществлению указанных работ только после получения разрешен