РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ РАЙОНА

2 ноября 2017 года после заседания коллегии глава администрации Стародубского района Т.А. Серяк совместно с директорами школ посетила класс реабилитации для детей с ограниченными физическими возможностями.

Работа с такими детьми – это сложный и трудоемкий процесс, основным направлением которого является успешная социализация и создание у ребенка ощущения принадлежности к этому миру. Экскурсию вел зам. директора МБОУ «Меленская СОШ» А.Ф. Будаев.

Александр Федорович представил всем присутствующим модель реализации воспитательно-образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, живущих на территории Стародубского муниципального района. Из 45 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории района, в МБОУ «Меленская СОШ» обучаются 38. Из них 17 обучающихся – дети – инвалиды.

- Наше образовательное учреждение было определено базовым для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. В нем созданы необходимые условия для воспитания, обучения, социализации и развития обучающихся. В штатное расписание образовательного учреждения введен педагог – дефектолог, дополнительно введен социальный педагог, должностными обязанностями которого определен круг вопросов, касающихся социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организовано тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, - рассказал А.Ф. Будаев. – Оборудованы учебные кабинеты, для организации занятий данной категории обучающихся, кабинеты для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий, комната психологической разгрузки, хорошо оборудованный тренажерный зал. В кабинетах созданы рабочие места обучающихся для овладения компьютерными технологиями, для проведения практической части трудового и профессионального обучения.

Инклюзивное образование в МБОУ «Меленская СОШ» представлено в форме интегрированного обучения в следующих вариантах:

1 вариант: полная интеграция, при которой ребенок – инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья полностью включен в учебно – воспитательный процесс класса в соответствии со своим возрастом.

2 вариант: частичная интеграция, при которой ребенок часть предметов индивидуального учебного плана осваивает при организации индивидуальной работы на дому. А часть предметов посещает совместно со сверстниками в классе. Этот вариант предполагает изучения ряда предметов дистанционно, как с привлечением Брянского ЦИО, так и педагогами образовательного учреждения.

3 вариант: временная интеграция, при которой ребенок практически все предметы индивидуального учебного плана осваивает при организации индивидуального обучения на дому. Внедрение данной категории обучающихся в ученический коллектив носит временный характер: посещение отдельных уроков, посещение образовательного учреждения в определенные дни недели для работы со специалистами: педагогом – психологом, социальным педагогом, педагогом – дефектологом, посещение внеурочных мероприятий, кружков.

- Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям, - сказал Александр Федорович. - Хочется отметить, что все ребята разные - наши «дети с особыми потребностями»! Опыт показывает, что если в коллективе педагогов образовательного учреждения есть согласие, понимание проблемы, желание помочь всем воспитанникам и это происходит в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся, то и в условиях обычной сельской школы можно удовлетворить многие потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые так необходимы для его будущей жизни!

После окончания презентации, А.Ф. Будаев показал Т.А. Серяк и всем гостям оборудование коррекционных классов, тренажерный зал и комнату для релаксации, призванные обеспечить максимальный комфорт для детей с ограниченными возможностями здоровья.

После посещения школы делегация во главе с главой администрации района отправилась на одно из самых крупнейших сельхозпредприятий Меленского сельского поселения. Участники могли увидеть, как осуществляется автоматический процесс переработки и сортировки картофеля. Ранее для этого требовалось 180 человек, а теперь с данной задачей справляется 14 рабочих. Подобное эффективное использование современных технологий не только значительно увеличивает производительность, но и позволяет экономить время и средства. Татьяна Александровна акцентировала внимание директоров школ на том, чтобы они проводили профориентационную работу со школьниками для того, чтобы часть из них шла работать в сельское хозяйство и поднимала экономическое благосостояние родной земли.